Горькое бессмертие Валентины Гризодубовой
Прислано Adalgiso January 15 2025 14:39:59

Советские люди – Валентина Гризодубова

Авиаконструктор-самородок Степан Васильевич Гризодубов вошел в летопись XX века еще и в связи с тем, что его дочь Валентина Гризодубова была не только отважной летчицей и ученым, но и заступницей невинно пострадавших. В последнее время имена отца и дочери вновь в сфере внимания СМИ. Если одни раскрывают неведомые страницы истории их рода, то другие тиражируют домыслы, особенно о первой женщине - Герое Советского Союза.

Отец летал на высоте три метра…

После учебы в Харьковском техническом училище Степан Васильевич Гризодубов заведовал в Дворянском собрании электростанцией, получая за это 800 рублей годовых. Дома имел мастерскую по ремонту автомобилей, мотоциклеток, велосипедов, которая приносила ему в месяц до 150 рублей дохода. Когда работы было много, нанимал рабочих. Все свободные деньги и время отдавал созданию аэропланов. За три года собрал по своим чертежам два биплана, моноплан, а также двигатели к ним. К сожалению, мотор был слабым и не смог оторвать самолеты от земли.

Четвертая модель оказалась удачной, и в 1912 году уже опытный авиатор (прошел курс в Севастопольской авиашколе) поднялся на ней в воздух.

Свои творческие успехи он не скрывал, а поражения не приукрашивал. Позже биографы придумали, что летом 1913 года Гризодубов летал на высоте 80 метров, да еще брал в полет маленькую Валю. В его воспоминаниях вообще не говорится о высоте полетов, он даже не сохранил в богатом архиве негативы столь важного для него эпизода.

В архивах 1914 года найдено дело об учете в городе аэропланов. Сбором сведений обо всех имеющихся аэропланах и их полетах занялась полиция. Аппарат Гризодубова обнаружили в пригороде на его дачном участке. Был составлен протокол опроса свидетелей и самого хозяина.

Стало известно, что его аэроплан стоит 5 500 рублей, находится в исправном состоянии, на участке и что последний полет он совершил 13 июля 1914 года, а высота полета не превышала 3 метров, тому был свидетель - мещанин Михаил Скрыдин.

Теща Степана Васильевича, крестьянка Александра Алексеевна, побывавшая с семьей во Франции, показала, что зять разорил себя авиацией. Он не был богатым человеком и со времени постройки аэропланов стал должен многим людям, в том числе ей и второй ее незамужней дочери.

Летчица №1

В 1938 году вместе со вторым пилотом Полиной Осипенко и штурманом Мариной Расковой Валентина Гризодубова, уже признанная летчица, жена известного военного летчика Виктора Соколова, осуществила на военном самолете СБ «Родина» перелет по маршруту Москва - Дальний Восток. Так женский экипаж впервые в мире преодолел за 26 часов 29 минут беспосадочного полета 6 450 километров, установив рекорд дальности. С той поры эта тройка летчиц стала для многих поколений символом женского героизма и гражданской доблести. Эти достоинства ей довелось защищать от «дикого мужского самолюбия» всю жизнь: «Если «баба» взялась не за свое дело, если (еще больший грех для нее) она имеет здравый ум, видит безобразия и прямо говорит об этом, то принимаются все меры и создаются условия, чтобы она сама отказалась от всего и ретировалась к домашнему очагу. Причем все это делается с любезной улыбкой». Так писала она мужу на фронт.

Валентина степановна Гризодубова - настоящий советский человек

Лишь началась война, Валентина Степановна, председатель Антифашистского комитета советских женщин, заявила: «Мы победим любые трудности и испытания. Мы уничтожим фашизм и вернем людям счастье мирного труда, право свободно дышать, творить, созидать, двигать вперед науку, технику, искусство». Спустя пять месяцев она - депутат Верховного Совета СССР первого созыва, формирует и возглавляет гвардейский (мужской) полк дальней авиации. Ей доверяют бомбардировочный полк особого назначения, а также связь Центрального штаба партизанского движения с соединениями, действующими на Украине и в Белоруссии. Ее летчики выполнили 1862 вылета к партизанам, доставив им несколько тысяч тонн военных грузов, вывезли из-за линии фронта более четырех тысяч раненых и детей. Сама «Матушка» (так пилоты звали командира) смогла обойти личный запрет Сталина на полеты в тыл врага и совершила почти 200 боевых вылетов, 37 раз садилась на партизанских аэродромах, вывезла на Большую землю сотни человек, за что была удостоена партизанской медали.

С освобождением страны от врага правительство поручило ей участвовать в работе Государственной чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний фашистов. Валентина Степановна была единственной женщиной среди девяти экспертов этой комиссии, изучала материалы, выезжала на места, готовила обвинительные документы к Нюрнбергскому процессу.

Мирная жизнь

После войны она решила заняться повышением уровня авиационного навигационного оборудования. Это было новое направление в отечественном самолетостроении. Придя в НИИ заместителем, Гризодубова не расстается со штурвалом: возглавляет летноиспытательную работу. Она лучше всех помнила и понимала, как много потеряла в той войне наша армия из-за того, что ее пилоты (не в пример люфтваффе) не имели приборов для безопасных полетов и посадок в экстремальных условиях. Ликвидируя это упущение, за которым таились практически все катастрофы в авиации, она нацеливает фирму «Взлет» на разработку приборов полетов и посадки в ночное время, добивается, чтобы их начал выпускать киевский «Арсенал», вместе с конструкторами добивается создания надежного навигационного оборудования. За этот труд летчица №1 и была награждена второй звездой Героя.

И на земле она была такой же смелой во всем: обращалась к Сталину ради спасения репрессированных коллег. Вождь верил ее аргументам, и это знали в его окружении.

Ее деловитость и напористость позволили спасти многие жизни. Она не просто вырывала на свободу обреченных - шла в Кремль, Верховный суд и добивалась там восстановления своих подопечных во всех правах. Среди спасенных ею - конструкторы Андрей Туполев, Сергей Королев, первый дважды Герой Советского Союза летчик Борис Сафонов, изобретатель Лев Термен... А еще она была настоящей покровительницей зарождающегося Управления международных воздушных линий, которое заработало стране огромные суммы, дало каждой из нынешних суверенных республик надежные лоции на внешние авиационные маршруты.

В опале - посмертно?

Указом от 6 января 1986 года о присвоении Валентине Гризодубовой звания Героя Социалистического Труда было предписано соорудить бронзовый бюст на ее родине в Харькове. Спустя полтора года исполком Харьковского горсовета решил изготовить и установить этот бюст в начале парка на Сумской улице в районе, где жили легендарные отец и дочь. Но сегодня городские власти пытаются упрятать на задворки память о первом харьковчанине - Герое Советского Союза. В этом они копируют мэрию Москвы, которая проигнорировала распоряжение Правительства России №720-р от 25 мая 1995 года. Ведь тогда, в ответ на предложения Минобороны и общественности, председатель Кабинета министров Черномырдин подписал постановление, поддерживающее идею установить в Москве, помимо надгробного бюста на Новодевичьем кладбище, еще и памятник Гризодубовой и доску на доме, в котором она жила. Правительству Москвы поручалось рассмотреть предложения о названии одной из площадей или улиц ее именем и создать музей- квартиру. Мэрия почти ничего не выполнила. До сих пор в Москве нет ни площади, ни улицы с именем Гризодубовой. Да и скульптура установлена не в Петровском парке, который в свое время Валентина Степановна спасла, как и другие природные ценности столицы, По прихоти властей Москвы ее бронзовый семиметровый монумент работы Щербакова, Викулова и Курбатова пять лет стоял на хозяйственном дворе Московского НИИ приборостроения. До тех пор, пока коллектив института не решил самостоятельно установить перед своим зданием памятник наставнице, которая проработала здесь 38 лет. Так героиня нации, наконец, вышла из хоздвора на Кутузовский проспект.

Настойчивость московских коллег дала силы лидеру «Аэрокосмического наследия» харьковчанке Нелли Галущенко. Она нашла пути ко многим известным ученым, убедила их сделать все возможное, чтобы неблаговидная ситуация стала известной Президенту Украины Л. Кучме.

Только после этого (в декабре 2001 года) Харьковский горисполком разрешил установку бюста возле Дома-музея Гризодубовых.

«Белые пятна» в истории

Осмысливая происходящее, харьковский писатель Зиновий Окон высказался за создание в городских скверах Украины аллей гордости. Если эта прекрасная идея когда-то сбудется, то в Харькове появятся бюсты писателя Квитки-Основьяненка, художника Репина, академика Бекетова, доктора Мещанинова, первой женщины-историка Ефименко, создателя инсулина Коган-Ясного, Шульженко и Дунаевского, отца и дочери Гризодубовых, конструкторов танков Кошкина и Морозова, академиков Ландау и Синельникова, запорожского атамана Сирко, первого украинского космонавта Бондаренко, конькобежца Гончаренко, гимнастки Гороховской, поэта Чичибабина, многих писателей советской эпохи...

Такой богатый список можно составить не в каждом населенном пункте республики. Стало быть, надо не затаптывать, а пестовать имена великих соотечественников. К сожалению, желчь, русофобство берут верх. Во Львовской области, возле села Воля Высоцкая, буквально выкорчевали память о Петре Нестерове.

На месте гибели пилота, применившего в Первую мировую войну воздушный таран, долгие годы был музей авиации, куда ехали любители авиации со всего мира... Ныне там руины... Подобно музею Нестерова в Харькове, теснейше связанном с зарождением, становлением и развитием авиационно-космической науки и техники, недавно уничтожили уникальный музей самолетов, в котором было более тридцати машин. Их сдали в металлолом, вместо того чтобы проводить здесь уроки истории авиации.

Есть над чем призадуматься всем создателям «однородной истории». Может наступить час, когда из истории нации вслед за Нестеровым вытеснят память о многих талантливых людях. Примером тому - отношение к памяти о почетном харьковчанине, строившем самолеты, планеры и аэросани, искавшем свою тропу в небо и давшем, в итоге, путевку туда многим молодым, в том числе - дочери, которая стала легендарной личностью XX века. К сожалению, и о ее великой послевоенной научно-практической деятельности до сих пор не сказано достойного слова.

Андрей Арамонов,
Анатолий Клёва
2009 год