Электрогитары СССР
Прислано vip-bomzh January 11 2025 16:03:07

Электрогитары

В классификации щипковых музыкальных инструментов электрогитары составляют самостоятельную группу. Источником звука, как и в любом струнном музыкальном инструменте, являются стальные струны, механические колебания которых воспринимаются адаптерами (звукоснимателями) для последующего усиления звучания усилителями низкой частоты (УНЧ).

Советские электрогитары - описание, конструкция, как делается

По конструкции они подразделяются на электрогитары с акустическим корпусом, полуакустическим и неакустическим.

Акустические (адаптеризованные) электрогитары — это обычные гитары, снабженные одним или несколькими (не больше трех) звукоснимателями (рис. 8, а). Благодаря адаптеризации и последующему усилению звука УНЧ гитара по силе звучания может быть использована для игры в ансамблях не только как аккомпонирующий, но и как сольный инструмент. При желании адаптеризованную гитару можно использовать как обычную.

Звукосниматель электромагнитный для гитары ЗЭ-60 инструкция
Описание и инструкция на Звукосниматель электромагнитный для гитары ЗЭ-60
+ Щелкните по картинке!

Полуакустические электрогитары отличаются от акустических формой корпуса и значительно уменьшенной (почти в 2 раза) его высотой. Их также следует отнести к типу адаптеризованных гитар.

Корпус полуакустической электрогитары — дека, дно и обечайки — может быть изготовлен либо из фанеры клееной березовой, либо из ударопрочного полистирола и акрилонитрилбутадиенстирольного пластика.

Используют полуакустические электрогитары с подключением звукоснимателей к УНЧ. Но их можно использовать и как обычные акустические гитары, хотя сила звучания в этом случае будет значительно ниже.

советские гитары полуакустическая с усилительно-акустическими устройствами
Рис. 8. Электрогитары:
а — акустическая (адаптеризованная), б — полуакустическая с усилительно-акустическими устройствами

На фабрике им. А. В. Луначарского внедрен в производство ансамбль электромузыкальных инструментов в составе трех полуакустических электрогитар (шести, двенадцатиструнные и четырехструнная «бас») с корпусами из пластмасс и двух усилительно-акустических устройств (рис. 8, б).

Неакустические электрогитары изготовляют с нерезонирующим корпусом, поэтому без адаптеров они не выпускаются. Этот вид электрогитар получил распространение в ансамблях.

Корпус такой гитары склеивают из отдельных брусков древесины бука, клена или березы толщиной от 25 до 40 мм, а после склеивания фанеруют с обеих сторон по пласти.

Для уменьшения массы электрогитары среднюю часть корпуса шириной примерно 100 мм, несущую всю нагрузку от натяжения струн, изготовляют из твердолиственных пород древесины бука, клена, березы, а остальные бруски, которые никакой нагрузки не несут — из древесины ели, липы.

В верхней части корпуса для посадки грифа выбирают гнезда.

Грифы полуакустических и неакустических электрогитар чаще всего изготовляют цельными, т. е. с единой ручкой и головкой, и склейными из трех — пяти брусков древесины бука, клена. Внутри ручки грифа, под наклейкой, вмонтирован так называемый анкерный стержень, служащий для выпрямления грифа в случае его выгибания под действием натяжения струн. Гайка выходит за пределы наклейки у головки. При вращении гайки стальной стержень, ограниченный упорами, выгибает швеллер, который, в свою очередь, оказывает давление на наклейку, выпрямляя, таким образом, гриф.

Гриф с корпусом соединяют у 14-го лада на шурупах, которые ввинчивают с обратной стороны корпуса через металлическую пластинку.

Электрогитары шестиструнные «Ритм» или «Соло» можно оборудовать механическим вибратором для игры вибрато.

Электрогитары шести- и двенадцатиструнные выпускаются в большинстве случаев с длиной мензуры 650 мм, а четырехструнные электрогитары «Бас» —760-800 мм.

Общим узлом в электрогитарах является звукосниматель (адаптер) — основной звукообразующий элемент тембрового блока инструмента. Звукосниматель преобразует звуковые колебания гитарных струн в электрические. Электрические колебания со звукоснимателя подаются в усилительно-акустическое устройство, где преобразовываются в звуковые колебания и воспроизводятся громкоговорителями.

Наиболее широкое распространение получили индукционные звукосниматели, обладающие рядом преимуществ по сравнению с пьезоэлектрическими, электродинамическими и др. Они просты в изготовлении, надежны в эксплуатации, обладают достаточной механической прочностью и долговечностью, имеют достаточно широкий диапазон воспроизводимых частот, минимально искажают тембр, при игре на такой гитаре воспроизводятся лишь колебания стальных струн без посторонних шумов.

Конструкция индукционного звукоснимателя чаще всего основана на использовании постоянного магнита, окруженного одной общей катушкой индуктивности, регулировочных винтов, позволяющих изменять положение звукоснимателя по отношению к плоскости струн.

Индукционный звукосниматель может быть установлен как на панели электрогитары, так и на деке адаптеризованной гитары. Устанавливают звукосниматель так, чтобы стальные струны попали в поле действия силовых линии магнита. Звукосниматель можно установить и таким образом, что ось струны будет проходить на 1-2 мм правее или левее оси винта. В этом случае струна попадает в более насыщенный поток магнитных силовых линий. При колебании струны величина магнитного потока изменяется и в катушках наводится электродвижущая сила (ЭДС) с частотой, равной частоте изменения магнитного потока. Полученные в катушках электрические сигналы подаются на адаптерный вход УНЧ радиоприемника при наличии согласованного входа или специального. Величина наводимой ЭДС для струн разных диаметров, с разной частотой звучания неодинакова и соответственно различно и их воспроизведение громкоговорителем.

Индукционный звукосниматель, СССР - чертеж и схема, на 6 струнную гитару
Рис. 9. Индукционный звукосниматель:
а - нерегулируемый; б - регулируемый. 1 - основание; 2 - катушка; 3 - магнит; 4 - крышка; 5 - винт регулировочный; 6 - накладка; 7 - планка; 8 - струны; 9 - трубка изоляционная.

Для выравнивания ЭДС применяют регулируемые индукционные звукосниматели, которые в отличие от нерегулируемых имеют под каждой струной винт. Приближая винт к струнам, увеличивают значение ЭДС, возбуждаемой колебанием расположенной над винтом струны, и наоборот.

Громкость и тембр регулируют ручками, выведенными на лицевую сторону гитары.

Конструкции нерегулируемого и регулируемого индукционных звукоснимателей приведены на рис. 9.

Размеры и материал постоянного магнита 3 определяют величину магнитного потока. Магнит изготовлен из феррита бария, обладающего достаточно высокими магнитными свойствами.

Катушка 2 индукционная изготовлена из провода ПЭЛ диаметром 0,08 мм, имеет число витков 4500 ±50 для адаптеризованных и электрогитар «Ритм», «Соло» (электрическое сопротивление 10 ±15% кОм) и 7000 ±100 витков — для электрогитар «Бас» (электрическое сопротивление 10+15% кОм).

Основание 1 звукоснимателя изготовляют из низкоуглеродистой электротехнической тонколистовой стали (ГОСТ 3836—73). Крышка 4 может быть изготовлена либо из листовой латуни марки Л-63 (ГОСТ 931—70), либо из ударопрочного полистирола (ОСТ 6-05-406—75). На крышке регулируемого звукоснимателя установлено шесть регулировочных винтов М3х6. Для подключения звукоснимателей к усилительно-акустическому устройству используется экранированный привод ШОВЗ ТУК СММ 505-189—55 и низкочастотные разъемы Ш-3 или Ш-5.

Расстояние от неподвижной струны до крышки звукоснимателя должно быть не менее 3 мм, чтобы колеблющиеся струны не ударялись о крышку звукоснимателя.

Советский звукосниматель для электрогитар - чертеж и описание
Рис. 10. Индукционный звукосниматель:
1 - основание; 2 - корпус; 3 - катушка; 4 - гребенка (магнитопровод); 5 - магнит постоянный; 6 - накладка; 7 - струны гитары.

Лабораторией ЭМИ НИКТИМПа разработана конструкция индукционного звукоснимателя с более высокими электрическими характеристиками (рис. 10), удобного в эксплуатации, технологичного в производстве.

Благодаря высокому уровню наводимой в катушке ЭДС гитары с такими звукоснимателями можно подключать к любому из выпускаемых отечественной промышленностью усилителей с чувствительностью входа в пределах 30-50 мВ.

Лев Липович Бандас
Иван Александрович Кузнецов
1983 год

Дополнительные материалы

Звукосниматели для электрогитар - чертежи, схемы и паспорта (инструкция по эксплуатации)...

Звукосниматель для гитар Соло

Звукосниматель для гитар Соло СССР Борисовская фабрика, 88 год

Изготавливался на Белорусском производственном объединении музыкальных инструментов (Борисовская ордена «Знак Почёта» фабрика пианино им. 50-летия КПБ). Цена 6 рублей 10 копеек. Скачать документ.

Звукосниматель для гитар Бас

Звукосниматель для гитар Бас из Белорусской ССР, схема и чертеж, паспорт

Изготавливался на Белорусском производственном объединении музыкальных инструментов (Борисовская ордена «Знак Почёта» фабрика пианино им. 50-летия КПБ). Цена 5 рублей 50 копеек. Скачать документ.

Конструктивно выполнены одинаково: в одинаковых латунных никелированных корпусах. Внутренне также все одинаково. Отличия очевидны: в одном звукоснимателе в магнитопроводе профрезерованы 5, а в другом всего три канавки - на 6 и 4 выступа соответственно. Столько же винтов в них вкручено (под струны). Это ПО производило соответствующие гитары - Соло и Бас (о них мы напишем чуть позже). Звукосниматели шли в комплекте с этим гитарами (установлены на фабрике), продавались отдельно - в розницу. А также шли на другие заводы по изготовлению электрогитар. Так же поставлялись в ремонтные мастерские. Есть информация, что часть продукции шла на экспорт.

***