На небольшом участке дороги, что лежит в стороне от шоссе, идущего из Душанбе в направлении Варзобского ущелья, шумно и необычно многолюдно. На мосту через речку Душанбинку узбекский режиссер Пулат Фейзиев («Тайна пещеры Каниюта», «Возвращайся с солнцем», «Семург») репетирует сцены, которые станут кадрами его новой картины «Совесть», создаваемой на «Таджик-фильме» по сценарию Е. Смирновой. Идет первый день съемок.
Торжественные звуки карнаев, старинных народных музыкальных инструментов, возвещают начало церемонии открытия моста. Старик Асрор разрежет традиционную ленточку, и по новому мосту пройдут строители, за ними двинется колонна тяжелых грузовиков... Уже здесь актеру Н. Рахимову, исполняющему роль садовода из маленького горного кишлака, предстоит передать двойственность чувств, охвативших мудрого и доброго аксакала: мост — начало дороги к большой стройке; дорога очень нужна людям, но она должна пройти через горный кишлак, мешающий строителям, и, стало быть, дни древнего селения сочтены...
Как поступить с этим кишлаком, случайно оказавшимся «на трассе»! С такого вроде бы простого вопроса начнется принципиальный спор, определяющий основной конфликт произведения. Главные участники спора — заслуженный строитель инженер Султанов и его молодой ученик Азиз.
Султанов - Гурминдж Завкибеков
Да, с точки зрения специалиста, проект Султанова безупречен. Азиз это прекрасно понимает. Но его тревожит другое: ведь для жителей кишлака старое селение не только место, где они живут, здесь земля отцов.. На земле этой жили поколения замечательных тружеников, мастеров, в совершенстве познавших тайны гончарного ремесла, и поныне процветающего в кишлаке. На земле этой старый Бобо Асрор кропотливо трудится для будущего — выводит особые сорта винограда и яблок для горных садов Средней Азии.
Так производственная необходимость обнаруживает свое противоречие нравственным — да и не только нравственным — аспектам проблемы. Азиз, человек современный, влюбленный в народное искусство, знающий цену вековому народному опыту, не может примириться с этим. Он предлагает поправку к проекту, которая поможет спасти кишлак.
Султанов (Г. Завкибеков) и Азиз (Х. Абдуразаков) не противопоставлены друг другу, скорее они один другого дополняют. «Конфликта поколений», столкновения «новатора с консерватором» нет и в помине! Азиз — это как бы молодость Султанова, и в то же время образ вбирает черты, свойственные лучшей части нынешней молодежи, прежде всего пытливость, широкий, непредвзятым взгляд на мир, отрицание моральных компромиссов. Так что не случайно Султанов сам согласится с доводами молодого коллеги и разработает детали взрывной операции, рискованной и сложной, но позволяющей пробить дорогу через горы, сохранив кишлак.
— Мы хотим сделать фильм, — говорит режиссер П. Файзиев, — о коммунисте, о высоком понимании человеком ответственности за свое дело, о широком смысле таких понятий, как чувство долга и совесть, в наше время.
Н. Савицкий
Советский Экран, №1 январь 1973
От редакции WASP.kz - этот фильм вышел в прокат в 1973 году под названием «Здравствуй, добрый человек». А под названием «Совесть», на следующий 1974 год вышел пятисерийный детективный телефильм...