Казахстанский сектор интернета - Казнет, развивался неравномерно, рывками, иногда делая очевидные успехи, иногда его движение вперед почти останавливалось. Тому есть много причин, о них мы поговорим в другой раз, сейчас ознакомимся с сегодняшней действительностью.
Пандемия коронавируса и нескончаемый карантин подстегнули интернет активность, не только потребителей, но и созидателей. Появились новые веб-проекты, собственными сайтами обзавелись многие компании, частные лица... Но одновременно произошел некоторый сдвиг, в целом не в лучшую сторону...
- электронная коммерция занимает более половины всех сайтов в Казнете - доски объявлений, торговые площадки, электронные представительства компаний, интернет-магазины;
- общественные движения и партии, их доля традиционно невелика - их поле реальной деятельности зарубежные социальные сети, где кипит жизнь;
- государственные, правительственные площадки - тоже немного, это необходимые ресурсы и, увы - очень далеки от идеала;
- культурно-просветительские, многоплановые ресурсы - их немного, например авторские некоммерческие сайты - их очень немного...
- и наконец - новостные порталы.
В Казахстане растет количество новостных площадок, и это в большинстве случаев всё те же коммерческие проекты. Суть в том, что для новостей не обязательно иметь талантливых журналистов, авторов-аналитиков, многие даже не тратятся на копирайтеров или рерайтеров, здесь можно просто использовать чужие материалы - копипаст, и это не считается воровством, достаточно сделать приписку "Как сообщил ХХХ"...
Более изощренные авторы прибегают к "глубокому" рерайту, проще говоря - перевиранию новости. Берется новость и в ней меняются "акценты и ударения"... привносится доля драматизма или мелодрамы, и крайне популярное - тысячекратно преувеличивается момент сенсационности, порою просто все это выдумывается. Такой подход негативный, так как он уже вводит в заблуждение читателей, не дает объективной полной информации. И нет никаких законов и нормативов, методик и технологий это регулировать, контролировать или пресекать. Авторы, как обычно, имеют одно формальное объяснение - "Я так вижу мир", и баста!
Гораздо хуже и опаснее, если новости подвергаются подобной обработке умышленно - либо по собственной инициативе автора, в силу его взглядов и предпочтений, либо по заказу каких-нибудь политических или религиозных течений - под заказ. Здесь начинается новая фаза - информационная война. Именно то, что мы сейчас и наблюдаем.
Как известно - кому война, а кому мать родна! Кто-то неплохо на этом наживается. И хотя это виртуальная интернет-война, жертвы в ней вполне реальные. Люди страдают, мучаются и гибнут вполне физически. Поэтому данная отрасль интернета должна быть под самым жестким контролем со стороны государства и подобные вредоносные действия должны пресекаться молниеносно, максимально полно.
Популярность новостных лент обуславливается целым рядом обстоятельств:
- минимальные усилия и затраты для наполнения сайта контентом;
- минимум ответственности за содержание (я ведь всего лишь использовал чужой материал, а сам я не экстремист - я белый и пушистый);
- при настойчивости, быстрый рост посещаемости, особенно в условиях Казнетовского новостного вакуума;
- достаточно простая и эффектная монетизация веб-ресурс:
- к услугам простой и удобный для новостей движок WordPress.
По-сути большинство новостных проектов в Казахстане - это простые коммерческие проекты, созданные ради заработка и тем несут потенциальную угрозу государству и обществу. Ведь если во главу угла поставлена прибыль - всегда найдется тот, кто предложит "что-нибудь грязное", но за хорошие деньги! Эти сайты вторичные, они даже не второй сорт - они третий... ценность их никакая, но... Казнет слишком пуст, и потому на безрыбье и рак рыба...
Да, к сожалению Казнет так и не сумел состояться как самостоятельная единица общественной значимости и пользы. Коммерческие сайты не играют здесь никакой роли - их можно смело вычеркивать. Они как навязчивые молодые люди с рекламками в общественных местах!
Развитый интернет предполагает наличие как социальных сетей со стабильной посещаемостью. Так и некоммерческие авторские интернет-проекты с уникальным контентом. Именно это последнее есть наиболее значимое и полезное явление, но одновременно самое уязвимое - такие проекты редко приносят хоть какие-то ощутимые прибыли, скорее одни убытки. Монетизация редко бывает успешной, поэтому они исчезают... кушать ведь хочется! А помощи от государства как не было, так и нет. Государство помогает торгашам!
Кто мы - жертвы интернета или самостоятельно выбирающие информацию и думающие собственной головой люди? Все это зависит исключительно от нас самих! Думайте, господа, думайте сами!
16.03.2022