Разработчик и Издатель - MicroProse
Системные требования: Pentium 166,ОЗУ 32-64 Mb RAM, 3D-ускоритель, Multiplayer - DirectPlay
Урожайная в этом году осень, я вам доложу. Сколько симуляторов-то вышло! Боюсь, что пальцев на руках не хватит, чтобы все перечислить. Это с одной стороны, а с другой - становится немного грустно. Почти все ожидаемые игры уже вышли: MiG-29 и F-16 от NovaLogic, Israeli Air Force от Jane’s, Microsoft Combat Flight Simulator от сами знаете какой фирмы, F22: Total Air War от D.I.D. А вот Fighter Squadron: Screaming Daemons в очередной раз перенесен на 1999 год. Во что играть-то будем? Но пока отчаиваться рано, так как недавно появился еще один претендент на звание лучшего авиационного симулятора самолетов времен второй мировой войны - детище MicroProse под названием European Air War. Microsoft Combat Flight Simulator уже был здесь разобран по косточкам, а теперь пришла очередь следующего кандидата.
На сей раз пропустим традиционное словоблудие про прекрасную и обожаемую фирму MicroProse, так как вы все это читали тысячу раз и можете рассказать не меньше меня. От именитых фирм всегда ждешь чего-то особенного! А так как European Air War еще и противник Microsoft Combat Flight Simulator, то вполне логично их сравнивать!
Общее впечатление от игры? Опять понравилось... И это притом, что я специально создавал у себя скептическое настроение. Ну не может же быть, чтобы все последние игры были хорошими!! Посмотрите рейтинги в предыдущих номерах. Так же не может быть... наверное... Боюсь, что и в этот раз сильно поругать не получится.
С чего начинается игра? Конечно, с заставки. В EAW вступительный ролик выполнен очень прилично, хотя конечно сейчас этим никого не удивишь. Пожалуй, в MS CFS ролик похуже был.
Первое впечатление от графики просто прекрасное. Акселератор используется на полную катушку! Земля затекстурена и билинейно отфильтрована, мипмаппинг используется грамотно. В наличии Lens Flare и прочие прибамбасики. Все в норме и очень симпатично. Но со временем осознаешь, что земля плоская, как блин, и хотя китов и черепахи не видно, начинаешь подумывать, что предки были не так уж и не правы, а Джордано Бруно не напрасно сожгли на костре. Можно, конечно, изредка разглядеть некоторые неровности, но где же горы?! Даже моих скромных познаний в географии достаточно, чтобы различить те же Альпы. В Microsoft Combat Flight Simulator горы, пускай и абстрактные, присутствовали.
По-пижонски сделан след от винта. Летя на «Мустанге», любуешься желтыми полосочками, в которые раскрашен винт. MS CFS отдыхает!
Море впечатлений можно получить при полете на восходе или закате. Combat Flight Simulator опять может стоять в сторонке! Кабина самолета окрашивается различными цветами в зависимости от ракурса солнца. Небо нежного розового цвета!
А вот текстуры земли уж очень однообразны. Веселые лоскутки всех оттенков зеленого цвета, конечно, очень даже симпатичны, но в таком огромном количестве выглядят совсем одинаково. В современных симуляторах присутствие земной растительности является стандартным атрибутом. И если MS CFS баловал игрока отдельно стоящими деревцами, то EAW щедро одаривает уже целыми лесами. Деревья, конечно, выглядят пока что не очень, но зато их количество впечатляет!
Те читатели, которые уже видели European Air War, наверняка подумают, что я слишком заелся. И будут совершенно правы! Единственный недостаток графики - плоская поверхность земли. В целом, я даже затрудняюсь с точки зрения графики однозначно заявить, какая из игр лучше. Разные они. Microsoft Combat Flight Simulator создает гнетущее, мрачное настроение. А глядя на European Air War и не скажешь, что воевать приходится: весело все, нарядно, как новогодняя елка. Так что можете выбирать по настроению, во что играть!
Модели самолетов очень приличные. Видимо, разработчикам так они понравились, что те предоставили игроку возможность любоваться собственным самолетом под любым ракурсом. Причем при минимальном удалении от самолета в кабине можно увидеть летчика, правда, слегка плоского... Впрочем, точно так же дела обстояли и у MS CFS.
Виды из кабины, в принципе, аналогичны видам в MS CFS. С точки зрения чтения показаний приборов 2D-кокпит чуть удобней виртуальной 3D-кабины. Не может не радовать возможность скроллирования экрана. Padlock - воистину незаменимейшая вещь в авиасимуляторах, и его реализация в European Air War хороша. С его помощью можно отслеживать соратников, врагов, а также наземные цели.
Полетать дадут на большом количестве самолетов, вот только бомбардировщиков среди них нет (вот дождемся Fighter Squadron: Screaming Daemons over Europe!). Список образцов авиационной техники естественным образом почти совпадает с аналогичным из Microsoft Combat Flight Simulator. Вот он: P38-H, J Lightning; P47-C, D Thunderbolt; P51-B, D Mustang; Hawker Hurricane; Hawker Tempest - V; Hawker Typhoon Mk-IB; Supermarine Spitfire-IA, IXC, XIVE; FW190-A8, D9; Bf/Mel09-E4, G6, K4; Me110-C,G; Ме262-А1. В MS CFS самолетов все же поменьше, но зато имеется открытый интерфейс, с помощью которого можно добавлять совершенно любые летательные аппараты. Так что в этом смысле с MS CFS сложно состязаться. Но вот в чем вопрос... Нужно ли?
Тренировочных миссий нет, а жаль. Есть Quick Start, Single Mission и три кампании. Жмем на Quick Start - и вы уже в кабине самолета, а чуть впереди - толпа врагов. На любителя, конечно, но режим столь же старый, как и первый симулятор. Single Mission более продвинут. Есть возможность задать погодные условия, тип вражеского и своего самолета, количество противников и союзников, даже можно записать это чудо, чтобы потом поделиться с друзьями. До полноценного редактора, конечно, не дотягивает, но, в принципе, и так сойдет.
Как уже выше было сказано, в игре насчитывается три кампании: Battle of Britain 1940, European Theater 1943 и European Theater 1944. Летать можно, как вы уже наверное поняли, за англичан, американцев и немцев-фашистов. Русские, как всегда, отсутствуют...
Миссии определены заранее и, при минимуме возможных заданий (сопровождение своих бомбардировщиков, перехват, бомбардировка), достаточно разнообразны. По крайней мере, скучать не приходится. Конечно, не стоит ожидать каких-либо намеков на необычные сюжетные ходы. Кажется, только Strike Commander был способен заставить игрока мучиться над прохождением очередной миссии только для того, чтобы посмотреть, что же будет дальше с главным героем. Так что в очередной раз (нам не привыкать!) придется бороться с врагами ради самого процесса. А сам процесс в этой игре очень даже интересен.
Какой кайф, доложу я вам, летать на Ме-262! Когда со свистом проносишься мимо тарахтящего винтового самолета, возникает особое чувство! Правда «особое чувство» улетучивается со скоростью сгорания реактивного топлива, потому как топливо заканчивается быстро, а еще быстрее заканчиваются снаряды к пушке. И как летчики в те времена летали- то? Хоть убей - не пойму. В азарте можно меньше чем за минуту выпустить весь боезапас, оставшись с висящими на хвосте противниками. Поэтому, вот вам первый совет: стреляйте только тогда, когда уверены, что попадете, на все 200%.
Модель повреждений очень хороша! Я как-то раз умудрился пролететь на Ме-110 на маленьком расстоянии от В-17. И что же, вы думаете, произошло? У меня снесло именно ту часть крыла, которой я задел бомбардировщик, при этом В-17 также получил повреждения. Факт, конечно, спорный с точки зрения физики, но очень впечатляющий с точки зрения игры. Все же развивается жанр!
Не заставит себя ждать и второй совет: цельтесь в действительно важные агрегаты самолета. Можно долго стрелять в фюзеляж, но попадание в кабину гораздо эффективней. Мертвый летчик самолетом управлять уже не может. Если меткости не хватает, чтобы попасть в кокпит, то цельтесь в двигатели. Поражение системы охлаждения ведет к перегреву и, соответственно, заклиниванию. А если вам попали в мотор, и из него повалил дым, то не спешите покидать самолет, может быть, еще удастся его посадить. Настоятельно не советую близко подлетать к бомбардировщикам под обстреливаемым ракурсом. Палят они со всей дури, и, кстати, очень часто попадают.
И, наконец, третий совет. Так как боеприпасов вам при любом раскладе все равно не хватит, активно используйте в бою клавишу TAB. С помощью ее вы можете управлять своими ведомыми, узнавать вектор на ближайшего врага, если тот не находится в пределах видимости, и много других полезных вещей. Так что, если у вас закончились патроны, - воюйте ведомым!
Искусственный интеллект в European Air War на высоте. Microsoft Combat Flight Simulator уже долго ругают в Интернет за реализацию AI, хотя лично мне она понравилась. В MS CFS враги ведут себя по- человечески, они ошибаются, что не может не радовать. В EAW вы такого не увидите. Не ждите, что у вас получится запудрить голову противнику, чтобы тот сам грохнулся на землю. В целом враги ведут себя очень разумно и делают именно то, что надо. На игрока всей толпой не набрасываются; если необходимо охранять бомбардировщики, то они их охраняют, а если им поставлена цель уничтожить что- либо, то они это уничтожают. Бомбардировщики - эти плотно держат строй и не дают приблизиться.
Но вот ваши ведомые могут нанести больше вреда, потому что точно так же, как и в MS CFS, могут в вас врезаться. Пренеприятная особенность. Зато они могут вовремя подсказать, что на хвосте повис враг, за что им огромное спасибо. Сильного косоглазия у союзников замечено не было, но не думайте, что вам удастся пройти игру “на халяву”.
Хотелось бы сказать пару ласковых слов про звук. В прямом смысле. Рев двух десятков бомбардировщиков известен еще с детства из фильмов про войну, его нельзя спутать ни с каким другим звуком. А, летая за немцев, аж слезу прошибает, слушая их: “Ya, Ya, naturlich” и что-то там еще. Сразу вспоминается школа, урок, и ласкающие слух гортанные звуки немецкого языка... А свист падающей бомбы способен заставить соседскую бабульку побросать все дела и бежать в бомбоубежище...
В качестве некоего бонуса MicroProse добавила мини-энциклопедию по самолетам времен WWII. Кроме стандартных моделей и текста, можно полюбоваться фрагментами военной хроники. Но это так, для общей эрудиции. Для получения же высшего образования есть еще и летная школа - HTML-странички, которые (на английском разумеется) обучат вас мастерству ведения воздушного боя. Читать довольно любопытно.
Ну а теперь многопользовательский режим. В этом режиме European Air War вряд ли сможет пошатнуть позиции Microsoft Combat Flight Simulator. Всего шесть человек одновременно могут участвовать в игре по Интернет. Но, с другой стороны, те, кому понравился EAW, всегда смогут хорошо провести время, убивая друг друга. Виртуально, конечно.
Выносить окончательный вердикт о том, какой же авиасимулятор самолетов второй мировой войны лучший, пока еще рано, так как не рассмотрен последний кандидат на столь высокое звание - Jane’s WWII Fighter, который уже ожидает своей нелегкой участи. Но об этом в следующий раз. А пока ждите и играйте в European Air War. Очень рекомендую.
Время освоения: от 1 до 5 часов
Сложность: средняя
Знание английского: не требуется
Алексей Медведев