Итак, вы собрались приобрести (или уже приобрели) звуковую
карту. Скорее всего, это будет карта в ценовом диапазоне до $50
- так называемая простая звуковая, используемая для озвучивания
работы Windows, игр, обучающих программ, а также записи и
воспроизведения звука наподобие обычного магнитофона. Более
сложные и дорогие карты пока интересуют в основном музыкантов,
любителей музыки и всех тех, для кого звук - больше работа, чем
удовольствие; поэтому для начала имеет смысл рассмотреть
особенности и процесс установки наиболее распространенных
моделей карт.
В Новосибирске в этом классе в основном предлагаются три типа
карт:
- на микросхемах ESS (ES1688 и ES1868) - Edison Gold, Sky Rocket
Gold
- на микросхемах Yamaha OPL3-SAx (YM718 и YM719) - Edison
Diamond, Sky Rocket Platinum, Yamaha OPL3-SAS
- на микросхемах Vibra16c - ASUSTeK I-A16C, Sound Blaster 16.
Гораздо реже можно также встретить карты устаревших моделей - на
микросхемах ES688 и OPTi 930.
Карты на ESS наиболее распространены и совместимы только с Sound
Blaster Pro 2.0, карты на микросхемах Yamaha совместимы также и
со стандартом Windows Sound System (WSS), а на микросхемах Vibra
- с Sound Blaster 16.
Если вы работаете только под Windows, то вопрос совместимости
может вас не волновать. Если же вы работаете под DOS или
пользуетесь DOS-играми типа DOOM, Hexen, Quake, Duke3D, запуская
их из DOS-сеанса Windows, то наилучшее качество звуковых
эффектов вы сможете обеспечить себе на картах, совместимых с SB
16. Quake, Duke3D и многие другие игры на совместимых с SB 16
картах используют более качественный 16-разрядный режим вывода
звука, в то время как на картах, совместимых с SB Pro - только
8-разрядный.
Большинство карт на микросхемах Yamaha OPL3-SAx комплектуется
так называемым Software Wavetable - программным обеспечением для
Windows, которое на этих недорогих картах имитирует работу
таблично-волнового музыкального синтезатора. Разумеется, для его
нормального использования (имитатора, а не самой карты)
необходим достаточно мощный процессор - 5x86-133 или Pentium-90,
однако и звучание музыкальных файлов будет не в пример приятнее,
нежели на встроенном частотно-модуляционном (FM) синтезаторе,
который есть в любой простой карте.
Благодаря этому имитатору карты на микросхемах Yamaha идеальны а
в плане музыкального сопровождения игр - но только при запуске
их из-под Windows, и звуковые эффекты в играх будут
8-разрядными, "грязными", как и в картах на ESS, и другие
DOS-программы, "понимающие" SB 16, преимуществ 16-разрядного
режима использовать не смогут.
Если вы покупаете новую карту, то она наверняка сделана в
стандарте PnP (Plug and Play), что подразумевает автоматическую
настройку ресурсов карты (адресов портов ввода-вывода, линий
прерываний (IRq) и прямого доступа к памяти (DMA)). Если вы
купили карту, бывшую в употреблении - она может оказаться и
традиционной, настраиваемой с помощью перемычек. PnP дает одно
удовольствие, когда карта и системная плата сделаны с полным
соблюдением технологии, и работа идет под Windows 95; однако при
работе под DOS, особенно на "неправильном" железе, в котором
неточно соблюдена технология PnP, это удовольствие может
перерасти в настоящую муку. Установка же традиционной карты как
под DOS, так и под Windows обычно проблем не вызывает -
достаточно лишь правильно расставить перемычки и выполнить
процедуру установки драйверов.
Карты на микросхемах ES1868/1869 часто плохо уживаются со
многими системными платами - особенно с 486 и ранними Pentium,
при работе под Windows 95. Обычно при этом помогает установка
программы инициализации карты для DOS, выполняемой из Config.sys,
однако если у вас возникнут стойкие проблемы с такой картой - не
ломайте зря голову и свяжитесь с продавцом на предмет обмена
карты или системной платы.
Если у вас карта, настраиваемая перемычками - рекомендуется
такая настройка:
- Адрес - 220
- Линия прерывания (IRq) - 5
- Канал прямого доступа к памяти (DMA) - 1
Если у вас есть микрофон - нужно заодно настроить карту на его
тип, если это позволяет ее конструкция. На некоторых картах есть
перемычки для выбора типа микрофона: конденсаторный
(электретный) или динамический. Если тип вашего микрофона вам
неизвестен - можно попробовать оба положения, никакого вреда от
этого не будет. Если карта не допускает настройку типа
микрофона, и ваш микрофон к ней не подходит - придется подбирать
другой.
Устанавливая карту в разъем, старайтесь максимально удалить ее
от других карт, и особенно - от видеоадаптера или карты
видеозахвата, которые создают максимальное количество наводок.
Лучше всего будет поместить звуковую карту в самый последний
разъем, возле металлической стенки корпуса - эта стенка будет
хотя бы частично экранировать карту, и вдобавок она окажется
наиболее далеко от процессора, памяти и других интенсивно
работающих узлов компьютера. Подключая звуковой кабель,
соединяющий карту с приводом CD-ROM, старайтесь также пропустить
по стенкам корпуса - например, прямо по задней стенке, если
позволяет длина, приклеив в нескольких местах липкой лентой.
Основное количество шума и наводок "ловит" именно звуковой
кабель CD-ROM.
При подключении этого кабеля может оказаться, что на плате либо
два одинаковых разъема для звука с CD, либо там вовсе не видно
разъема похожей конструкции, зато есть четыре штырька, по
размерам подходящих для надевания на них фишки звукового кабеля.
Особой проблемы это не создает - разъемы для CD-кабеля имеют
разводку либо "L G R G" "L G G R", где L - сигнал левого канала,
R - правого, а G - общий провод (земля). На кабеле провод левого
канала обычно имеет белый цвет, правого - красный, а общий
провод - черного, и он более толстый. Если каналы на плате не
подписаны - оставьте этот кабель неподключенным до полной
настройки карты.
Если карта имеет сзади разъем, подписанный "Spk Out", "Speaker"
или что-то в этом роде - к нему можно подключать пассивные
колонки или наушники; если есть только выход "Line Out" -
потребуются активные колонки или усилитель. Последние можно
также включать и в выход для наушников, однако нужно иметь в
виду, что сигнал на нем значительно превышает уровень линейного
входа, и регулятор громкости лучше для начала поставить на
минимум.
После включения компьютера, если была вставлена карта с
перемычками, желательно запустить BIOS Setup и зарезервировать
установленные на карте линии IRq и DMA, чтобы другие
PnP-устройства не претендовали на эти ресурсы. Эта операция
делается в разделе "PCI and PnP Setup" установкой режима
настройки в ручной (Manual) и переводом соответствующих пунктов
IRq/DMA в значения "Legacy ISA".
Теперь устанавливаем драйверы карты. Если у вас тот редкий ныне
случай, когда вся работа идет под DOS - установка программного
обеспечения может и не понадобиться, если Plug and Play BIOS на
вашей системной плате корректно инициализирует карту. Однако,
если на дискетах указано наличие программного обеспечения для
DOS, а в руководстве описан процесс установки - выполните его;
это не только гарантирует вам правильную настройку карты, но и
даст возможность регулировки громкости, уровня записи и других
параметров звука. Никакие драйверы под DOS не используются -
только программы начальной настройки. Если программного
обеспечения для DOS в комплекте карты нет - просто впишите в
Autoexec.bat строку "SET BLASTER=A220 I5 D1 T4" для карт,
совместимых с SB Pro, и "SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 T6" - для
карт, совместимых с SB 16. Если после этого карту не находят
игры и другие программы - придется обращаться за помощью к
специалистам.
Если же вы работаете под Windows 95 - процесс установки гораздо
более прост и надежен. Если карта PnP - система сама обнаружит
ее при загрузке и попросит вставить диск с программным
обеспечением. На установочных дисках нужные файлы часто
расположены сразу в корневом каталоге, и Windows находит их
автоматически, однако в ряде случаев нужно явно указать каталог
- чаще всего это Win95.
В процессе установки драйверов карты будьте готовы к тому, что
Windows попросит свой дистрибутивный диск, с которого обычно
берутся стандартные драйверы джойстика и IDE-контроллера.
Для карт, настраиваемых перемычками, используется универсальный
способ ручной установки: Пуск -> Настройка -> Панель Управления
-> Установка оборудования -> Выбор из списка -> Аудио-, видео- и
игровые контроллеры -> Установить с диска. Для некоторых карт
этого типа может не оказаться драйверов для Windows 95; тогда их
можно поискать в списке фирм-производителей, выдаваемом Windows,
а при отсутствии там этой модели карты - попробовать драйверы
для Creative Sound Blaster (Pro или 16), либо для Microsoft
Windows Sound System. Если есть только драйверы для Windows 3.1
- можно установить и их - описанным выше методом.
После завершения установки и перезагрузки проверьте правильность
установки в окне параметров системы, щелкнув правой кнопкой мыши
на иконке "Мой компьютер", выбрав "Свойства" и далее - закладку
"Устройства". Пункт "Аудио-, видео- и игровые контроллеры"
должен быть закрыт; при его открывании там не должно быть строк,
помеченных восклицательным знаком. Для страховки можно открыть
пункт с наименованием карты (для некоторых карт их может быть
два или три) и посмотреть используемые ресурсы. При идеальной
настройке они будут совпадать со стандартными, а для
WSS-совместимых карт добавится адрес 530, канал DMA 0 и
дополнительная линия прерывания.
Подавляющее большинство конфликтов при установке звуковых карт
возникает с линией прерывания принтера (IRq 7 или 5) и каналом
DMA, используемым в режиме ECP (DMA 3). Стандартный порт LPT1 по
умолчанию настроен на IRq 7, поэтому для звуковых карт выбрана
линия 5; если порт оказался настроен на IRq 5 или карта попала
на IRq 7 - лучше всего разнести их по типовым линиям. Если
случился конфликт с DMA 3 - можно либо переставить карту на DMA
0 или 1, либо перевести порт в режим SPP (Normal) или EPP, когда
он не использует DMA. Перенастройка параметров порта в
современных системных платах делается в BIOS Setup, раздел "Advanced
Chipset Setup" или "Integrated Peripherals".
Если под Windows 95 были установлены драйверы от Windows 3.1 -
вы либо вовсе не увидите в списке устройств пункта "Звуковые и
игровые контроллеры", либо найдете там только джойстик. Так и
должно быть - в списке устройств Windows 95 отображает только те
устройства, которые известны системе через "родные" драйверы.
Установленные драйверы можно увидеть в списке устройств
мультимедиа: Панель Управления -> Мультимедиа -> Дополнительно.
Основные нужные драйверы присутствуют в пунктах "Аудио
устройства" и "Устройства и инструменты MIDI" - отсюда можно
настраивать их параметры (адреса, линии прерываний, режимы
работы и т.п.).
Первый признак успешной установки звуковой карты - появление
изображения громкоговорителя в системной части (System Tray)
панели задач (Taskbar). Если его там нет - проверьте,
установлена ли поддержка регулятора громкости: Панель Управления
-> Установка программ -> Установка Windows -> Мультимедиа ->
Регулятор громкости. Заодно проверьте, установлены ли
Универсальный Проигрыватель и Фонограф, которые очень скоро
могут вам понадобиться. Кроме этого, проверьте, отмечен ли пункт
"Регулятор громкости в панели задач" (Панель Управления ->
Мультимедиа -> Аудио). Однако для карт с драйверами от Windows
3.1 этот значок выводиться не будет, и придется работать с
микшером от Windows 3.1.
Если регулятор присутствует - одинарный щелчок на нем открывает
регулятор общей громкости, а двойной - полный набор (микшер)
регуляторов уровней для всех каналов карты. Этот набор -
настраиваемый, и можно выборочно разрешить или запретить
отображение конкретных регуляторов. В стандартном варианте может
не оказаться нужных регуляторов - меню "Параметры -> Свойства"
открывает окно настройки микшера. Переключатель "Воспроизведение
- Запись - Другое" выбирает область действия регуляторов
(выходные и входные сигналы, а также специальные каналы), а
помеченные названия в списке - разрешенные к показу в микшере
регуляторы уровней. Некоторые карты позволяют раздельно
регулировать уровни записи и воспроизведения по одному и тому же
каналу, однако для большинства эти регуляторы объединены между
собой.
Можно также посмотреть пункт "Дополнительно" - обычно там бывает
управление прослушиванием входного сигнала (Input Monitor),
используемая для того, чтобы параллельно слушать записываемый
звук, и блоком объемных эффектов (3D). Управление объемными
эффектами можно также встретить в окне параметров карты,
открываемом из списка системных устройств - на закладке
"Настройка". Монитор входного сигнала должен быть выключен, если
вы собираетесь использовать карту в дуплексном режиме, для
одновременной записи и воспроизведения - например, для
переговоров по сети (Net Phone). Блок объемных эффектов
включайте по вкусу - он действительно добавляет объема различным
звуковым эффектам, но способен безнадежно испортить звучание
музыки.
Теперь самое время - проверить прохождение звука с CD-ROM.
Вставьте звуковой диск, запустите Универсальный Проигрыватель,
выберите в меню "Устройство" пункт "компакт-диск", включите
воспроизведение и убедитесь, что звук с CD не заглушен в
микшере. Если звука не слышно - попробуйте переставить фишку
звукового кабеля в другой разъем, или включить его наоборот.
Если это не помогло - отключите кабель и осторожно коснитесь
выводов разъема на карте концом иглы, шпильки или скрепки -
характерные щелчки и гудение в соответствующих динамиках (левом
и правом) укажут на сигнальные контакты; фишку кабеля нужно
вставить так, чтобы они совпали с проводами соответствующего
цвета. В крайних случаях может потребоваться переставить
контакты на фишке или перевернуть пластмассовую "раму" разъема
на карте - виды этих разъемов и кабелей столь многообразны, что
другого выхода (кроме смены кабеля) может и не быть. Все эти
перестановки можно делать и при включенном компьютере -
предельно аккуратно, разумеется - опасных напряжений там нет, и
неправильное включение не повредит ни карте, ни CD-ROM.
Опасайтесь лишь собственного статического заряда.
Итак - все звучит, как надо, и можно приступать к использованию
карты "по полной программе". Например, установить набор звуковых
схем, а затем выбрать нужную схему (Панель Управления -> Звук) -
после этого основные действия и события в Windows будут
озвучиваться параллельно с выдачей сообщений. Или, наоборот -
отключить все звуки, чтобы не мешали слушать компакт-диски.
Для записи звука с микрофона или линейного входа можно
использовать стандартный Фонограф. Подключите микрофон к
микрофонному входу или другой источник звука (магнитофон,
радиоприемник) - к линейному, убедитесь, что соответствующий
канал не заглушен в микшере, и запустите Фонограф. В меню
"Правка" выберите "Свойства" - откроется страница звука в
свойствах мультимедиа, где можно указать желаемые параметры
записи (стерео/моно, разрядность, частота дискретизации). С
ростом разрядности и частоты растет качество записи, но вместе с
ним растет и занимаемый звуком объем - например, одна секунда
16-разрядного стереозвука на частоте 44.1 кГц занимает 176 кб.
Установив параметры, нажмите кнопку "Запись" - Фонограф начнет
преобразование звука со входа карты и его перенос во внутренний
буфер, достаточный для хранения одной минуты звучания. После
завершения записанный звук можно прослушать, а также слегка
обработать - усилить или ослабить, смешать с другим звуком,
добавить эхо или перевернуть "задом наперед". Сохранив
записанные звуки в файле, можно затем включить их в звуковые
схемы Windows для проигрывания по заданным действиям или
системным событиям. Можно также сравнить качество звучания при
различных параметрах частоты дискретизации и разрядности звука.
И последнее. Если ваша карта сделана на микросхеме Yamaha
OPL3-SAx, то в процессе установки наверняка была установлена и
система Software Wavetable - программный таблично-волновой
синтезатор. Проверить это можно в Панели Управления, где в этом
случае появляется иконка "OPL3-SAx Config" или ей подобная. Это
- конфигуратор синтезатора, где можно задать качество звучания
(чем оно выше - тем сильнее загружается процессор), а также
способ обработки вывода в MIDI-порт MPU-401 из сеансов DOS.
Поставьте в этом пункте "Wavetable" - теперь в DOS-играх можно
выбирать музыкальное устройство "General MIDI" или MPU-401, и
наслаждаться весьма качественным (для данной ценовой категории)
звучанием музыкального сопровождения. Попутно выберите
"Wavetable" и на закладке MIDI параметров мультимедиа - после
этого вы сможете прослушивать через Универсальный Проигрыватель
и музыкальные MIDI-файлы.