| 
				 
				Я уже давно уже вышел из школьного возраста, и теперь не 
				придерживаюсь мнения, что любое программное обеспечение можно 
				освоить, используя простой принцип перебора его функций и 
				наблюдая за происходящим на экране. Тем не менее, каждый из нас 
				иногда сталкивался с такими проблемами, которые не удавалось 
				решить ни прочитав HELP, ни проштудировав руководства. В таких 
				ситуациях кто-то зовет более опытных и искушенных коллег, кто-то 
				рассылает депеши в конференции Интернет и ждет помощи, кто-то 
				звонит в службу поддержки, где дают простые и однозначные ответы 
				(или - "делай раз-два-три-готово", или - "извините, эта 
				возможность будет реализована в следующей версии"), а кто-то 
				пытается применить уже упомянутый способ простого перебора 
				функций. 
				
				  
				
				В рамках игр проводился конкурс на знание, а точнее познавание 
				AutoCAD R14 (или по желанию Autodesk Mechanucal Deskotp R2 ). 
				Большинство участников этого конкурса как раз и применяло метод 
				"научного тыка". Но давайте по порядку. 
				
				  
				
				В качестве заданий блиц турнира организаторы конкурса российское 
				представительство Autodesk и Русская Промышленная Компания 
				предложили, на первый взгляд, два несложных упражнения. В первом 
				необходимо было нарисовать букву A, заштриховать ее и проставить 
				размеры. Особенность задания заключалась в том, что начертания 
				буквы должно было совпадать с Times New Roman из системы 
				Microsoft Windows 95. Во втором - создать пространственную 
				модель несложной детали. Опять же, не требовалось соблюдения 
				размеров и точности. На первый взгляд, - не сложные задачи - и 
				профессионал справился бы с обоими упражнениями без проблем (что 
				и произошло на самом деле), но у новичка упражнения вызывали 
				определенные трудности. 
				
				  
				
				Сразу стоит заметить, не все было так просто и для опытного 
				пользователя. Иначе соревнование потеряло бы интерес, и 
				превратилось бы в нечто напоминающее экзамены на знание AutoCAD 
				R14. Во-первых, в AutoCAD был установлен цвет курсора такой же, 
				как цвет фона. От этого он делался невидимым. Но это не все! 
				Устроители понадеялись, что этого препятствия будет 
				недостаточно, и добавили еще один игровой момент. В AutoCAD-е 
				был включен режим, в котором курсор передвигается по сетке, но 
				при этом шаг сетки был больше области отображаемой на экране. 
				Такая ситуация часто возникает у неопытных пользователей, 
				например, если при редактировании мелких деталей включается 
				режим перемещения по шагу. У опытного пользователя подобная 
				ситуация проблем не вызывает - ведь он знает чего делает. 
				
				  
				
				У новичков, которые и AutoCAD-то видели впервые, естественно не 
				сразу все получалось. Было забавно наблюдать, как участники 
				сперва находили режим изменения цвета курсора, устанавливали 
				правильный цвет, после чего, обнаружив, что это не помогает, 
				возвращались назад и устанавливали курсор обратно в невидимый 
				режим. Но это было еще не самое веселое. Удивительно было то, 
				что некоторые, не подозревая, что курсор должен быть, приступали 
				к черчению без него, и даже преуспели. Конечно, таких было 
				немного. Остальные же, запустив второе окно AutoCAD, убеждались, 
				что в нем все работает прекрасно, и их поиски сразу становились 
				более целеустремленными и все меньше напоминали броуновское 
				движения. В результате, некоторые поменяли цвет фона 
				(естественно курсор сразу делался видимым), а некоторые (как и 
				предполагалось) цвет курсора. С отключением шага по сетке 
				проблема решилась сама собой, ибо в процессе "нажимания 
				всех кнопок подряд" многие: или отключили этот режим, или просто 
				сделали более мелкий масштаб, в результате чего сетка попала в 
				отображаемую область. Профессионалы же, конечно, тоже испытали 
				некоторое недоумение от недружелюбного поведения AutoCAD, но в 
				отличие от остальных, они знали как все должно быть и на 
				включение курсора потратили минимум времени. 
				
				  
				
				С изображением буквы и простановкой ассоциативных размеров у 
				участников проблем не возникло. Хотя непрофессионалы и не 
				обратили внимание, что необходимо проставить размеры с 
				допусками. Затруднения вызвала штриховка. Дело в том, что 
				текстовый объект - это текст, и штриховать его бессмысленно. 
				Текст TrueType необходимо сперва преобразовать в многоугольник. 
				Профессионалы, конечно, знали о наличии для этих целей 
				специальной функции, имеющейся в bonus-приложении AutoCAD. У 
				новичков же это вызвало просто непреодолимые препятствия. Почти 
				все оставшееся время, отведенное на выполнение задания, они 
				потратили на поиск какого-либо механизма преобразования текста в 
				полилинию. Удивительно то, что никто из участников не догадался 
				просто обвести букву, которая уже имелась на экране. Это хоть и 
				не очень элегантно, зато сработало бы наверняка. Но, как уже 
				было сказано выше, поиск - творческий процесс, и, очевидно, 
				участники просто не заметили сколько времени занял простой 
				перебор функций. На этом этапе большинство не выдержали 
				"марафона" и "сошли с дистанции". И напрасно, ведь до победы 
				оставалось так немного. 
				
				  
				
				Со штриховкой тоже возникли заминки. Конечно, это не от того, 
				что штриховки в AutoCAD R14 это сложно. Как раз наоборот, 
				штриховки и заливки это одна из сильнейших сторон 14-ой версии 
				AutoCAD. Проблемы возникли в силу изменения установленных по 
				умолчанию системных переменных AutoCAD. Дело в том, что в 
				AutoCAD системная переменная FILLMODE была установлена в "ноль". 
				При этом штриховка создается, но не отображается. Конечно, для 
				тех, кто знает о наличии системных переменных, найти необходимые 
				значения не составит труда, достаточно воспользоваться 
				встроенными подсказками или тем же bonus-приложением, 
				поставляемым c AutoCAD. Но для новичков это оказалось непростым 
				решением. Удивительно то, что после небольшого намека на 
				необходимость посмотреть системные установки участники быстро 
				ориентировались и практически моментально находили необходимую 
				переменную. К сожалению, время выполнения заданий уже истекало, 
				и новички, которые уже начали входить во вкус, не успели 
				приступить к выполнению второго задания. Знатоки же к этому 
				времени уже давно закончили выполнение обоих заданий. При этом, 
				по оценкам представителя Autodesk Андрея Виноградова, 
				затраченное на выполнение время практически не зависело от того, 
				в какой системе (AutoCAD или Autodesk Mechanical Desktop) 
				работал профессионал. 
				
				  
				
				Что такое "Софтулийские Игры"?
				
				  
				
				"Софтулийские игры" - это соревнования программистов, ежегодно 
				проводящиеся в рамках московской выставки SofTool, уже с 1993 
				года. 
				
				  
				
				Главная цель Игр - привлечь внимание фирм к российским 
				программистам, помочь воспитанию молодого поколения 
				отечественных специалистов в области информационных технологий. 
				Для начинающего программиста участие в Играх -- практически 
				единственный шанс проявить себя, проверить свои силы и показать 
				другим свои способности. Важная особенность Игр в том, что 
				именно благодаря ним многие участники находят себе интересную и 
				высокооплачиваемую работу в компьютерных компаниях. Принять 
				участие в соревнованиях могут все желающие без каких-либо 
				ограничений со стороны организаторов, в их числе не только 
				"зеленые" новички, но и маститые программисты. 
				
				  
				
				По сложившейся традиции, Софтулийские Игры проходят в два 
				независимых этапа - "долгоборье" и "блицтурниры": 
				
				  
				
				"Долгоборье" - это заочный тур Софтулийских Игр. Его Задания 
				публикуются заранее, и на их выполнение участникам дается 
				несколько месяцев. По истечении объявленного срока участники 
				присылают свои решения в адрес оргкомитета. Окончательные итоги 
				подводятся на торжественной церемонии закрытия Игр во время 
				выставки "Софтул". Как правило, на долгоборье даются довольно 
				сложные задания, а победители конкурсов рассматриваются как 
				кандидаты на работу в давших их фирмах. Начиная с прошлого года, 
				задания долгоборья публикуются на web-странице Софтулийских Игр. 
				
				  
				
				"Блицтурниры" - очные соревнования программистов, проходящие во 
				время ежегодной выставки информационных технологий "Софтул" на 
				специально оборудованном (8 рабочих мест) компьютерной техникой 
				стенде "Софтулийские Игры". На выполнение заданий участнику 
				дается от 2 до 4 часов. В день проводится два конкурса (с 10 до 
				14 часов один, с 14 до 18 другой). Как правило, главное при 
				выполнении заданий блицтурниров - сообразительность и умение 
				работать в условиях ограниченного времени. Тематика конкурсов 
				объявляется заранее - за 1-2 недели до выставки. 
				
				  
				
				  
				
				Михаил Дмитриенко 
				 |