Я уже давно уже вышел из школьного возраста, и теперь не
придерживаюсь мнения, что любое программное обеспечение можно
освоить, используя простой принцип перебора его функций и
наблюдая за происходящим на экране. Тем не менее, каждый из нас
иногда сталкивался с такими проблемами, которые не удавалось
решить ни прочитав HELP, ни проштудировав руководства. В таких
ситуациях кто-то зовет более опытных и искушенных коллег, кто-то
рассылает депеши в конференции Интернет и ждет помощи, кто-то
звонит в службу поддержки, где дают простые и однозначные ответы
(или - "делай раз-два-три-готово", или - "извините, эта
возможность будет реализована в следующей версии"), а кто-то
пытается применить уже упомянутый способ простого перебора
функций.
В рамках игр проводился конкурс на знание, а точнее познавание
AutoCAD R14 (или по желанию Autodesk Mechanucal Deskotp R2 ).
Большинство участников этого конкурса как раз и применяло метод
"научного тыка". Но давайте по порядку.
В качестве заданий блиц турнира организаторы конкурса российское
представительство Autodesk и Русская Промышленная Компания
предложили, на первый взгляд, два несложных упражнения. В первом
необходимо было нарисовать букву A, заштриховать ее и проставить
размеры. Особенность задания заключалась в том, что начертания
буквы должно было совпадать с Times New Roman из системы
Microsoft Windows 95. Во втором - создать пространственную
модель несложной детали. Опять же, не требовалось соблюдения
размеров и точности. На первый взгляд, - не сложные задачи - и
профессионал справился бы с обоими упражнениями без проблем (что
и произошло на самом деле), но у новичка упражнения вызывали
определенные трудности.
Сразу стоит заметить, не все было так просто и для опытного
пользователя. Иначе соревнование потеряло бы интерес, и
превратилось бы в нечто напоминающее экзамены на знание AutoCAD
R14. Во-первых, в AutoCAD был установлен цвет курсора такой же,
как цвет фона. От этого он делался невидимым. Но это не все!
Устроители понадеялись, что этого препятствия будет
недостаточно, и добавили еще один игровой момент. В AutoCAD-е
был включен режим, в котором курсор передвигается по сетке, но
при этом шаг сетки был больше области отображаемой на экране.
Такая ситуация часто возникает у неопытных пользователей,
например, если при редактировании мелких деталей включается
режим перемещения по шагу. У опытного пользователя подобная
ситуация проблем не вызывает - ведь он знает чего делает.
У новичков, которые и AutoCAD-то видели впервые, естественно не
сразу все получалось. Было забавно наблюдать, как участники
сперва находили режим изменения цвета курсора, устанавливали
правильный цвет, после чего, обнаружив, что это не помогает,
возвращались назад и устанавливали курсор обратно в невидимый
режим. Но это было еще не самое веселое. Удивительно было то,
что некоторые, не подозревая, что курсор должен быть, приступали
к черчению без него, и даже преуспели. Конечно, таких было
немного. Остальные же, запустив второе окно AutoCAD, убеждались,
что в нем все работает прекрасно, и их поиски сразу становились
более целеустремленными и все меньше напоминали броуновское
движения. В результате, некоторые поменяли цвет фона
(естественно курсор сразу делался видимым), а некоторые (как и
предполагалось) цвет курсора. С отключением шага по сетке
проблема решилась сама собой, ибо в процессе "нажимания
всех кнопок подряд" многие: или отключили этот режим, или просто
сделали более мелкий масштаб, в результате чего сетка попала в
отображаемую область. Профессионалы же, конечно, тоже испытали
некоторое недоумение от недружелюбного поведения AutoCAD, но в
отличие от остальных, они знали как все должно быть и на
включение курсора потратили минимум времени.
С изображением буквы и простановкой ассоциативных размеров у
участников проблем не возникло. Хотя непрофессионалы и не
обратили внимание, что необходимо проставить размеры с
допусками. Затруднения вызвала штриховка. Дело в том, что
текстовый объект - это текст, и штриховать его бессмысленно.
Текст TrueType необходимо сперва преобразовать в многоугольник.
Профессионалы, конечно, знали о наличии для этих целей
специальной функции, имеющейся в bonus-приложении AutoCAD. У
новичков же это вызвало просто непреодолимые препятствия. Почти
все оставшееся время, отведенное на выполнение задания, они
потратили на поиск какого-либо механизма преобразования текста в
полилинию. Удивительно то, что никто из участников не догадался
просто обвести букву, которая уже имелась на экране. Это хоть и
не очень элегантно, зато сработало бы наверняка. Но, как уже
было сказано выше, поиск - творческий процесс, и, очевидно,
участники просто не заметили сколько времени занял простой
перебор функций. На этом этапе большинство не выдержали
"марафона" и "сошли с дистанции". И напрасно, ведь до победы
оставалось так немного.
Со штриховкой тоже возникли заминки. Конечно, это не от того,
что штриховки в AutoCAD R14 это сложно. Как раз наоборот,
штриховки и заливки это одна из сильнейших сторон 14-ой версии
AutoCAD. Проблемы возникли в силу изменения установленных по
умолчанию системных переменных AutoCAD. Дело в том, что в
AutoCAD системная переменная FILLMODE была установлена в "ноль".
При этом штриховка создается, но не отображается. Конечно, для
тех, кто знает о наличии системных переменных, найти необходимые
значения не составит труда, достаточно воспользоваться
встроенными подсказками или тем же bonus-приложением,
поставляемым c AutoCAD. Но для новичков это оказалось непростым
решением. Удивительно то, что после небольшого намека на
необходимость посмотреть системные установки участники быстро
ориентировались и практически моментально находили необходимую
переменную. К сожалению, время выполнения заданий уже истекало,
и новички, которые уже начали входить во вкус, не успели
приступить к выполнению второго задания. Знатоки же к этому
времени уже давно закончили выполнение обоих заданий. При этом,
по оценкам представителя Autodesk Андрея Виноградова,
затраченное на выполнение время практически не зависело от того,
в какой системе (AutoCAD или Autodesk Mechanical Desktop)
работал профессионал.
Что такое "Софтулийские Игры"?
"Софтулийские игры" - это соревнования программистов, ежегодно
проводящиеся в рамках московской выставки SofTool, уже с 1993
года.
Главная цель Игр - привлечь внимание фирм к российским
программистам, помочь воспитанию молодого поколения
отечественных специалистов в области информационных технологий.
Для начинающего программиста участие в Играх -- практически
единственный шанс проявить себя, проверить свои силы и показать
другим свои способности. Важная особенность Игр в том, что
именно благодаря ним многие участники находят себе интересную и
высокооплачиваемую работу в компьютерных компаниях. Принять
участие в соревнованиях могут все желающие без каких-либо
ограничений со стороны организаторов, в их числе не только
"зеленые" новички, но и маститые программисты.
По сложившейся традиции, Софтулийские Игры проходят в два
независимых этапа - "долгоборье" и "блицтурниры":
"Долгоборье" - это заочный тур Софтулийских Игр. Его Задания
публикуются заранее, и на их выполнение участникам дается
несколько месяцев. По истечении объявленного срока участники
присылают свои решения в адрес оргкомитета. Окончательные итоги
подводятся на торжественной церемонии закрытия Игр во время
выставки "Софтул". Как правило, на долгоборье даются довольно
сложные задания, а победители конкурсов рассматриваются как
кандидаты на работу в давших их фирмах. Начиная с прошлого года,
задания долгоборья публикуются на web-странице Софтулийских Игр.
"Блицтурниры" - очные соревнования программистов, проходящие во
время ежегодной выставки информационных технологий "Софтул" на
специально оборудованном (8 рабочих мест) компьютерной техникой
стенде "Софтулийские Игры". На выполнение заданий участнику
дается от 2 до 4 часов. В день проводится два конкурса (с 10 до
14 часов один, с 14 до 18 другой). Как правило, главное при
выполнении заданий блицтурниров - сообразительность и умение
работать в условиях ограниченного времени. Тематика конкурсов
объявляется заранее - за 1-2 недели до выставки.
Михаил Дмитриенко
|